Полезная информация
  • 2
    Площадь РегистанСамарканд, Узбекистан
  • 1
    Медресе КукалдошТашкент, Узбекистан

Новости Древней Бактрии: Буддизм на Шелковом Пути

С 28 февраля до 28 апреля в в Галерее изобразительного искусства Узбекистана проходит выставка «Буддийское наследие Узбекистана».

 

Выставка посвящена  20-летию установления узбекско-японских отношений. Все эти годы Узбекистан и Япония налаживали и укрепляли  культурные взаимосвязи между народами. Более  десяти лет  проводятся совместные археологические исследования в Сурхандарьинской области Узбекистана, во главе  с известным японским ученым-археологом профессором Кюдзо Като.

 

Сурхандарьинская область является сосредоточием уникальной буддийской культуры.  Буддизм в античные времена  проник в Бактрию из Индии, а затем, согласно новейшим исследованиям,  уже с территории Бактрии распространился на территории Дальнего Востока и Китая.

 

В Сурхандарьинской области наиболее известные буддийские памятники  — наследие великой Кушанской Империи,  — это пещерно-наземные храмы  и монастыри на Каратепа, Фаязтепа, ступа Зурмала,  а так же буддийские монастыри  в Айртаме, Далверзинтепа и Зартепа. Одним из самых крупных буддийских центров был город Тармита – современный Термез.

 

Изучение буддизма в Центральной Азии началось в 1932 году, когда близ Айртама были обнаружены  каменные блоки с рельефными изображениями.

На Дальверзин-тепе сохранилась центральная часть небольшого буддийского святилища, расположенного к северу за городской стеной. В нем над прямоугольным пьедесталом, видимо, возвышалась ступа (сооружение в память о Будде), оформленная скульптурой. Вокруг шел коридорообразный обвод для свершения „прадахшина» (ритуального обхода). Северная часть здания служила кумирней, восточная, особенно обильно украшенная скульптурой, условно названа  „залом царей». По обеим сторонам от святилища располагались подсобные помещения.

Буддийская культура Узбекистана включает в себя не только сооружения, но и настенную живопись, скульптуру, нумизматику, керамику. Эта культура, при соблюдении всех буддийских канонических форм, тем не менее, была самобытной и особенной – мастера привносили в нее свое мастерство, фантазию  и видение окружающего мира.

В результате на юге Узбекистана  в 1-2 веках  было создано уникальное искусство, ставшее важной частью мирового буддийского искусства. И сегодня его изучают и сохраняют  как историко-культурное наследие.

 

Бактрийская богиня, терракотовая статуэтка. 2  в.н.э.

Голова девата, фрагмент скульптуры. Гипс, глина.

Девата — сверхъестественное существо, которого надлежало умилостивить.

Рука Будды. Гипс, глина. 2 в.н.э.

Кушанский воин.

Бактрийская богиня.

Древние шахматы и предметы быта и культа.

Слон и зебувидный бык  на устойчивых подставках. Открытие их взволновало шахматный мир. Древняя мудрая игра стала „старше» на четыреста лет: до сих пор время ее появления относили к VI веку. Дальверзинские же фигурки датируются вторым столетием и восходят еще к той „прашахматной» игре, которая зародилась в Индии и именовалась чатурангой, или к ее переходному варианту. Находка свидетельствует, что задолго до проникновения шахмат в Иран, где они появились при Хозрое Ануширване в VI веке, игра уже была известна в Северной Бактрии.

Кубок, чаша, поставец и бокал с зооморфной ручкой. Носик бокала украшен глиняной мордой архара с рогами, что являлось  оберегом.

Матрица и оттиск с изображением Будды.

Птица Гаруда. «Царь всех птиц» — называли ее в древности. Национальный символ Таиланда, Индонезии, Монголии, любимый персонаж индийских  легенд.

Золотая монета ( золотой динар)времен Кушанского царства , с изображением царя Канишки. 3 в.н.э.

Фрагмент настенной росписи.

Появились вопросы? Воспользуйтесь любой формой связи
Онлайн консультант
Напишите нам
Приезжайте в гости
Мы вам перезвоним