Полезная информация
  • 2
    Площадь РегистанСамарканд, Узбекистан
  • 1
    Медресе КукалдошТашкент, Узбекистан

Изобразительное искусство Туркменистана

Изобразительное искусство ТуркменистанаИзобразительное искусство Туркменистана тесно связано с народным бытом и имеет богатые многовековые традиции. Главное направление в творчестве туркменов — ковроткачество, которым местное население занимается на протяжении нескольких тысяч лет. Ковер утвержден как один из национальных символов Туркменистана и считается государственным достоянием.

Национальное реалистическое искусство Туркмении (графика, скульптура, живопись) долгое время не существовало, что во многом обусловлено запретами ислама. Лишь иногда в койрах встречались изображения животных и даже сцен, но все они были сильно стилизованы и являлись скорее исключением.

Первый туркменский художник — Назар Юмудский — жил во второй половине 19 века. Он окончил Петербургскую Академию художеств и публиковал свои картины в различных журналах: в «Ниве», «Всемирной иллюстрации» и др. Художник знакомил русских читателей с жизнью и бытом туркменского народа. Он делал портретные зарисовки, рисовал строительство Ашхабадской железной дороги и другие события из жизни региона.

Советский период

Выставка художников ТуркменистанаНастоящий художественный бум случился в Туркмении после Октябрьской революции. По инициативе А. П. Владычука и Р. М. Мазеля в Ашхабаде открылась «Ударная школа искусств Востока» (1920 г.).

В 20-е годы искусство Туркменистана развивалось под влиянием русских художников, но искало свой национальный стиль. В живописи появились первые портреты и социально-тематические картины (С. Н. Бегляров, Б. Нурали). Графика изображала общественно-политическую жизнь и была представлена работами Н. И. Костенко, В. Я. Демиденкова и др. Один из первых советских монументов Средней Азии также появился в Туркменистане. Им стал памятник Ленину в г. Ашхабаде, построенный в 1927 году.

В 30-е годы туркменские художники использовали метод социалистического реализма для отражения обыденной жизни (Ф. Бабиков, И. И. Черинько и др.). В военные годы получило распространение агитационное искусство («Окна ТуркменТАГа»), а после войны развивались портрет, пейзаж, тематическая и бытовая картина (Е. М. Адамова).

В 50-60-х годах искусство стремилось к глубокой оценке современных событий. В работах художников этого времени отражены особенности общественного развития Туркмении (А. Кулиев, А. Хаджиев и др.).

С 60-х по 80-е годы национальная художественная школа Туркмении проходит следующий этап своего развития. Главными вехами этих лет стало овладение методом социалистического реализма, объединение художественных сил республики, творческое освоение национального наследия. В работах художников прослеживаются темы гражданского содержания, а композиции отличаются остротой линии, четкостью, яркостью ритмов и яркой цветовой гаммой (М. Мамедов, Ч. Амангельдыев и др.).

В эти же годы в республике развивается театрально-декорационная живопись (Я. К. Аннануров, Ш. Акмухамедов) и монументально-декоративное искусство (К. Ярмамедов, Д. Джумадурды). Народно-декоративное искусство также получает дальнейшее развитие. Наряду с классическими орнаментальными коврами ткутся сюжетно-тематические и портретные ковры. На новый уровень выходят изготовление узорных тканей и кошм, изделий из кожи, а также вышивка, вязание и ювелирное дело.

Музей изобразительных искусств ТуркменистанаЭкспозиция в Выставочном зале Государственной академии художествТуркменское изобразительное искусствоЭкспозиция картин художников Туркменистана

Искусство современной Туркмении во многом основывается на традициях и советской школе, однако постоянно развивается, впитывая многообразие современного мира. В туркменском творчестве, как нигде, прослеживается связь времен и наложение различных эпох, что представляет интерес как для профессионала, так и для обычного человека.

Ещё по теме:

Закажите тур в Среднюю Азию и узнайте больше о культуре Туркменистана!