Полезная информация
  • 2
    Площадь РегистанСамарканд, Узбекистан
  • 1
    Медресе КукалдошТашкент, Узбекистан

Культура Узбекистана

Удивительно разнообразная и древняя культура Узбекистана обязана своей колоритностью сплаву многих культур и ассимиляции различных этнос групп на его территории, — от Китая до Европы. Великий Шелковый Путь способствовал слиянию культур народов, их обычаев и искусства. Традиции не одинаковы по всей территории Узбекистана, — каждая область и район имеет свой национальный почерк и особенности. Именно по отличительным чертам того или иного произведения искусства, узоров, одежды или музыки безошибочно определяли родину собеседника. Но все это разнообразие определяет одна особенность – кропотливый многодневный труд, вложенный в предметы или понятия. Тонкая и филигранная работа, доведенная до совершенства.

Культура Узбекистана — архитектура

культура узбекского народаУзбекистан подарил миру выдающиеся образцы архитектуры, многие из которых включены в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО. Дворцы правителей, дома знати и горожан, мечети, медресе, мавзолеи, летние дворцы, ханаки, торговые купола, минареты, крепости — строения впечатляют своей мощью и размерами, и удивляют потрясающими по красоте украшениями. В некоторых уголках Узбекистана сохранились образцы доисламской культуры, либо влияние древней религии просвечивает в работах мастеров в исламский период. Для архитектуры Узбекистана характерны лучшие достижения архитектурного творчества, — геометрический узор или растительный орнамент, которые отличаются большим разнообразием и богатством красок. Применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с орнаментальной резьбой.
Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества 16-17вв. Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре.
В 11-12 вв. произошел бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений, которые сейчас мы можем наблюдать отреставрированными.
Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего 15 в., особенно в период правления внука Амира Темура — знаменитого Улугбека. Среди наиболее значительных зданий – фамильная усыпальница Темуридов Дорус – Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханым, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе Улугбека в Самарканде.

Узбекская культура — изобразительное искусство

культура узбекского народаНациональная живопись насчитывает много веков. Изысканная каллиграфия водными красками, украшавшая манускрипты, получила развитие в Бухаре и многих городских центрах. Так же рукописи украшались цветочными и геометрическими орнаментами на полях. Узбекская культура тех времен необычайна красива и гармонична.
В 14 веке в Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры, имеющая несколько направлений. Наиболее известные традиции связаны с именем знаменитого средневекового художника Бехзода. Чистые по цвету, утонченные, с обилием второстепенных и фоновых деталей, с торжественными композициями, пластичные и изысканные… В некоторых стилевых направлениях выступают эллинистические и индийские мотивы. Манера живописи подчеркнуто плоскостна, несмотря на трехчетвертной показ лиц и сложные повороты фигур.
В Самарканских мавзолеях сохранились фрагменты монументальной живописи, — пейзажная роспись. Ранее дворцы украшались портретами правителей, его детей и сподвижников, а так же пиршественными и охотничьими сценами. Среди произведений самаркандской школы живописи, стилистически близкой к гератской, иллюстрации к списку астрономического трактата ал-Суфи (ок. 1437 г., Национальная библиотека, Париж); Миниатюра с изображением Улугбека (Галерея Фрир, Вашингтон); миниатюры к «Хамсе» (1446-47, Стамбул, Топкапу-сарай).

Культура узбекского народа — кухня

культура узбекского народаТрадиционная национальная кулинария Узбекистана заслужено пользуется популярностью и уважением у настоящих гурманов.
Культура узбекского народа предполагает трехразовую трапезу: завтрак — нонушта, обед — тушлик овкат и ужин — кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Сохранилась древняя традиция уважительного отношения к хлебу. Лепешку нельзя класть на стол лицевой стороной вниз. Ни в коем случае нельзя бросать хлеб на землю. Как правило, сухой хлеб собирают в пакеты и относят в дома тех, у кого есть домашние животные. В Узбекистане любят ходить друг к другу в гости и приносить разнообразные красиво выпеченные лепешки. Некоторые виды лепёшек готовятся с луком или мясом, запечённым в тесте, другие посыпаются семенами кунжута или калонджи.
Центральная Азия известна наличием разнообразных и деликатных кисломолочных продуктов. Наиболее известные — это катык, сделанный из кислого молока, и сузьма — топлённое густое молоко, подобное творогу.
Традиционный плов имеет множество региональных разновидностей и особенностей. В каждом районе Узбекистана имеется особое национальное блюдо, присущее только этому региону. По национальному локальному признаку разделяется практически всё. Например, сомса, — слоенные пирожки с начинкой из мяса, картофеля или тыквы, — имеет разнообразнейшие формы и размеры. И, конечно же, шашлык, который сильно различается по вкусовым свойствам и манере приготовления в разных областях Узбекистана.
Современная узбекская кухня, соблюдая многовековые традиции, все-таки отступает от канонов, и тяготеет к более диетическому варианту, учитывая особенности современного организма. А так же находится в постоянном поиске и экспериментах, что делает современное поварское искусство Узбекистана широко известным за пределами страны.
Чай, как церемония, является одной из самых прекрасных восточных традиций. Чай предлагается сначала гостю и также существует дополнительный набор обычаев, включающих подготовку, подачу и употребление чая. Обряд чаепития в узбекской кухне не проходит без таких блюд, как самса, лепёшки, халва, сухофрукты и всевозможные жареные и печеные продукты.

Музыка

культура узбекского народаО среднеазиатской музыкальной культуре немало написано в трактатах ученых ибн-Сины, Хорезми, Джами, Фараби, которые уделяли пристальное внимание лучшим образцам национальной музыки.
В узбекской народной музыке выделяются четыре самобытных стиля — хорезмский, ферганский, самаркандский, кашкадарьинский, — сложившиеся в результате этнической общности. Примечательно, что во многих городах певцы и музыканты жили в своих кварталах, так же как ремесленники и купцы.
Музыкальные произведения делились по событийному принципу — обрядовые, календарные, трудовые, бытовые. Весьма популярны песни куплетного строения с мелодией небольшого диапазона – так называемый «кошук». «Лапар» и «ялла» — музыкальные композиции, сопровождающиеся шуточными танцами, динамические. «Ашула» — лирические мотивы, с развернутым диапазоном.
Музыка в Узбекистане имеет огромное значение как часть культуры. Национальные мелодии за много веков не претерпели значительных изменений, но обогатились новым опытом и современным звучанием.

Танец

культура узбекского народаНаскальные рисунки археологических находок свидетельствуют о том, что танец – древнейшее из искусств, — было широко распространено на территории древнего Узбекистана. Более того, в 4 веке широко разнеслась слава танцовщиков из Самарканда Бухары и Хорезма, по многим государствам Востока.
Узбекский национальный танец дошел до наших дней в двух формах: традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец. В классическом танце популярна ферганская («Кагга уйин»), Бухарская («Танец макома»), Хорезмская («Уфори макома») школы. Народный танец очень разнообразен. Это веселые, лирические, драматические танцы со своими региональными различиями, пластическими методами обязательно рассказывающие некую эпическую историю. Наибольшее число народных танцев сохранилось в горных районах.

Керамика

культура узбекского народаДве самые распространенные формы керамики в Узбекистане, — это поливная и сухая керамика. В каждом регионе, славящимся своими гончарами, сохранились особенности, присущие только этой школе. По узору глиняной посуды можно определить ее «место рождения» и в некоторых случаях безошибочно угадать почерк мастера. Основные керамические центры находятся в Риштане – керамика Риштана традиционно бело-синих цветов, с множеством небесных оттенков, с тонкой росписью и разнообразием растительного узора. Гиждуванская керамика – расписанная по принципу свободного течения красок, обладающая стереоскопическим эффектом, выполненная в зеленых, терракотовых и желтых тонах. Шахрисабзская, Бухарская, — насыщенного коричневого или зеленого цвета, с золотой тончайшей росписью — иглами. Гурумсарай-Самарканд, Ташкент и Хорезм так же обладают только им присущим неповторимым почерком росписи и изготовления гончарных изделий.
Производство глиняной посуды – одна из наиболее развитых и уважаемых сфер производства в Узбекистане. Большинство изделий создается кустарным способом, с соблюдением старинных технологий и с использованием красок растительного происхождения.

Гравировка и чеканка

культура узбекского народаИскусство гравировки уходит своими корнями в глубь веков. Выдающимися мастерами гравюры и гравировки всегда считались Бухарские умельцы, — тонкость и богатство создаваемых образов всегда было их отличительной чертой. Так же славятся своими замечательными работами мастера из Коканда и Ферганы, традиционно украшающие гравировкой рукоятки сабель и ножей, а так же создающие невероятные по красоте предметы быта — кувшины, ляганы и вазы. Среднеазиатское искусство гравировки отличает необычайная тонкость работы, мелкие детали, фоновые прорисовки. Материалы и инструменты у большинства мастеров старинные, оставшиеся в наследство по цеховому принципу.

 

 

Вышивка

культура узбекского народаТрадиционный центр золотошвейного искусства находится в Бухаре. На весь мир известны и знамениты золотошвейные халаты и тюбетейки, изготовленные Бухарскими вышивальщицами. В мавзолее Святого Даниила в Самарканде гроб покрывает огромное бархатное покрывало, с сурами из Корана, вышитое мастерицами из Бухары. Роскошь и богатство узора на золотошвейных изделиях поражает воображение.
Основными предметами быта, традиционно вышиваемыми мастерицами, являются сюзане, — особые покрывала или скатерти, вышитые вручную или машинным способом на натуральных тканях, как правило, на хлопковых. Сюзане создаются так же по древним эскизам,- тем самым сохраняются древние традиции. В последнее время ручная вышивка приобрела огромную популярность во всем мире. Мастерицами создаются предметы, имеющие прикладное значение – от сумок до чехлов для мобильных телефонов, которые с удовольствием раскупают и носят не только гости нашей республики, но и узбекистанцы. Традиционные центры вышивки расположены в Бухаре, Фергане, Хиве, Ташкенте и Шахрисабзе.

Ковроткачество

культура узбекского народаОдним из самых древних и знаменитых производств в Узбекистане является производство шелковых и шерстяных ковров. Большинство ковров ручной работы производится на старинном оборудовании, без всякой автоматизации, соблюдая многовековые технологии и традиции. На производство шелкового ковра среднего размера уходят месяцы кропотливой работы нескольких мастериц. В центрах ковроткачества бережно сохраняются эскизы древних национальных рисунков, — которые традиционно несут в себе среднеазиатскую символику. На весь мир известны шелковые фабрики, — Самаркандская и Маргиланская. Сегодня производство национальных тканей, — атлас, хон-атлас, шакхи-бекасам и аъло-бахмаль полностью восстановлено.
Читайте также: